В Санкт-Петербурге прошел фестиваль «БУТОё. Корни»

Онлайн-журнал «Театр To Go» опубликовал статью московского театрального критика Ольги Ковлаковой, впервые попавшей на фестиваль «БУТОё» театра OddDance. 

«В Санк-Петербурге, в театре «Особняк»10 и 11 февраля проходил девятый фестиваль «БУТОё». На этот раз он назывался «БУТОё. Корни».

Танец буто возник в Японии в середине прошлого века. За это время границы хореографии, соответствующей этому направлению, значительно расширились. Теперь буто – это не то, что можно жестко определить. Один из признанных мастеров буто, Кацура Кан, говорит что буто – это то, что создает атмосферу и то, что непонятно. В любом случае, открыл фестиваль «БУТОё. Корни» спектакль OddDance Theatre «Река».

OddDance Theatre «Река»

Этот театр стал организатором и участником фестиваля, его основатель, Наталья Жестовская, составила программу. Общее количество перформансов за два дня – 28, а общее количество участников – около сорока. Но главное не количество участников, а то, что их уровень год от года растет. Уже есть публика, которая приходит на фестиваль несколько лет подряд. Все чаще среди зрителей можно встретить профессиональных хореографов, перформеров, режиссеров. Это происходит потому, что участники не боятся рисковать, свобода выражения рождает огромное количество свежих идей.  Перформансы, условно, можно разделить на те, в которых участники демонстрировали свое мастерство в определенном направлении хореографии и те, где самым важным для исполнителя была не техника, а личное высказывание. Учитывая изначально высокий технический уровень участников, второй вариант не был милой самодеятельностью. Минимализм и сдержанная партитура соседствовали с номерами, экспрессивными и костюмированными. Интересно было понять концепцию фестиваля, кто и как готовил свои выступления. Узнаем об этих процессах изнутри.

«Агиасма. Шаг первый». Фото: Александр Теплов

Вот что рассказала о фестивале режиссер, перформер, хореограф, создатель театра OddDance Theatre Наталья Жестовская: «Вообще сам концепт фестиваля придумала Юля Родина, именно она организовала и провела шесть первых фестивалей. На этот раз Юля занималась рекламой и продажей билетов на наш спектакль «Река», который стал своеобразным открытием двухдневного фестиваля и был показан на площадке Сдвиг. Я подхватила то, что уже развивалось и расширялось на наших глазах и принимала окончательное решение о составе участников. Когда мы только начинали, то ориентировались на тех, кто постоянно занимается у нас в питерской, московской или екатеринбургской группах буто. Но буто – это, прежде всего, философия, атмосфера и внутреннее состояние. Именно по этим критериям часто нашими попутчиками оказываются те, кто раньше не называли то чем занимаются буто, но выражают что-то личное, предельно искренне и талантливое. Составляя программу фестиваля, я старалась сделать так, чтобы все перформансы были смонтированы в единое действие. Построение программы без объявления участников и поклонов предложил мастер из Японии – Кацура Кан. Мы с Каном давно сотрудничаем, и он сам организатор фестивалей буто у себя на родине. Отсутствие пауз между перформансами делает событие интереснее и легче для восприятия. Думаю, что у нас получилось. У нашего фестиваля есть постоянные участники, которые всегда держат высокий уровень: Юлия Родина, Арина Нагимова, Александр Малышев, Юля Григоренко, Грушенька Циолковского, Максим Топорский. Сравнительно недавно к нам примкнули Наташа Пресс, Виктория Горбовцева, Инана Лоо. Но на этом «БутоЁ. Корни» они не только участвовали в перформансах, но и организовали с Максимом Топорским группу «Тело текста», которая работает с литературным источником через тело. Мы открыли на «Корнях» новый буто-талант – Лену Сысоеву. Еще я приглашаю на наши фестивали тех, кто называет себя «перформеры 90-х», тех с кем мы начинали творить что-то новое для театральных площадок и выставочных залов, музеев, арт-галерей, садов, заброшенных особняков. Это такие участники, как Марина Русских, Елена Малкова-Гудкова, Яна Чуприна,  Елена Губаревич и ее группа А.С.Е. К нам присоединилась и уже помогает в организации фестиваля группа «Сибир.Хокку». На этом фестивале к нам примкнули участники, которые своей базовой техникой считают контактную импровизацию: Денис Медведев и Катя Жушман. Группа «Эль Хаддави» постигает суфийские техники. Театр «МИ Минор» занимается пантомимой, но прекрасно вписался в нашу концепцию. То, что  этот фестиваль имеет название «Корни» имеет прямое отношение к нашему финскому другу, организатору фестиваля «Juuret» в Финляндии, перформеру –  Томи Лаурикаинену. Мы очень рады, что он стал участником этого фестиваля. Впервые на нашем фестивале была китаянка Йеши Лхамо – удивительная певица и музыкант. Участие музыканта и перформера Сержа Кариона создало небольшой музыкальный сет внутри фестиваля. Самое важное для нашего фестиваля – дружба и сотрудничество участников, возможность сделать для себя что-то необычное, даже рискованное, попробовать себя на новой площадке. Мы всегда приветствуем, если участники, обычно выступающие соло, начинают искать себе партнеров, когда разные группы делают что-то вместе. Наш фестиваль – это площадка на которой можно показать неоконченную работу, наброски, «мысли вслух».

Юлия Родина и Йеши Лхамо. Фото: Александр Теплов

Мы не продаем билеты, у нас нет финансирования. Только пожертвования зрителей. Мы благодарны театру «Особняк», который дает нам приют и терпит наше племя. Впервые фестиваль проходил два дня. Раньше многим участникам и зрителям приходилось отказывать. Кроме того, у нас уже есть участники, которые не подготовили перформанс сейчас, но уже заявились на следующий фестиваль».

Наталья Жестовская упомянула о группе «Тело текста». Перформанс «Агиасма. Шаг первый» стал серьезной заявкой на полноценный спектакль. Вот что рассказала о фестивале и своем перформансе одна из участниц: поэт и переводчик – Наталия Пресс: «Для меня этот «БУТОё» третий как для участника и четвертый для зрителя. Каждый раз – уникальный опыт и бытия на сцене, и смотрения на сцену из зала или из-за кулис, и тем не менее, есть нечто общее, неуловимое, присутствующее в этом событии всегда и объединяющее все перформансы вне зависимости от жанровой специфики, темы и опытности (или неопытности) самих перформеров – это любовь. Любовь к тому, что происходит на сцене, к тому что каждый из нас делает, к тому, что делают наши другие участники, к создаваемой атмосфере, к пространству, к зрителям. Я думаю, что совершенно некоммерческий проект, пользующийся при этом все большей и большей популярностью, продолжает существовать и развиваться, именно потому что он делается из Любви.

Это «БУТОё» оказалось для меня особенно волнительным, поскольку во второй день наш проект «Тело текста» (режиссер Наталья Жестовская, актеры Виктория Горбовцева, Инана Лоо, Наталия Пресс и Максим Топорский) показывал перформанс «Агиасма. Шаг первый» – рабочий фрагмент готовящегося спектакля по «Византийской трилогии» шведского поэта-модерниста Гуннара Экелефа. Мы работаем с телесным и пластическим проживанием текста не иллюстративно, а используя поэтические образы для того, чтобы раз за разом приходить к источнику их появления. Наша работа по сути похожа на то, что Экелеф описывает в своем классическом стихотворении «Ксоанон», где описывается икона, с которой постепенно, слой за слоем, снимается краска, снимаются все украшения, атрибуты и оклад, до тех пор, пока не остается простая доска, на которой виден глазок от когда-то спиленной ветки. Это та красота и подлинность, к которой мы стремимся в этом проекте. Нам было очень важно закрепить наши первые шаги в этом направлении, показать зрителю фрагмент, work in progress, и получить отклик».

Лена Сысоева. Фото: Ольга Астанина

Юлия Родина о рождении фестиваля и планах на весну: «Идея появилась после класса мастера буто Кацура Кана в Финляндии. Собралось много людей, которые как-то связаны с театром OddDance, ведут свои занятия, готовят свои перформансы, но не имеют площадки для выступлений. Нам интересно не только направление буто, но и физический театр и разные хореографические направления и техники. С тех пор раз в сезон мы проводим фестиваль. Сначала рождается тема, потом мы приглашаем друзей и тех кто, как нам кажется, работает над этой темой, кому она будет интересна. Интуиция нас редко подводит. Фестиваль некоммерческий, у нас нет оргвзноса за участие. То, что удается собрать из взносов зрителей идет на оплату площадки и будущие проекты.  

Весенний фестиваль «БУТОё» состоится в конце апреля. До 5 апреля принимаются заявки от желающих участвовать. Подробнее о зимнем «БУТОё» можно прочитать тут: https://vk.com/event190836336. Мы ждем профессионалов и талантливых новичков. Будем рады любой помощи и информационной поддержке».
Это прекрасный шанс для возможных участников и радость для зрителей. Очень советуем оказаться на весеннем БУТОё, а где – в зале или на сцене – каждый решит для себя сам. »

Автор – Ольга Ковлакова

Источник: https://teatrtogo.ru/2020/02/18/v-sankt-peterburge-proshel-festival-butojo-korni/

Поделиться :